Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения:
Культура, 05.06.2018, 10:41

Судьбу регионального кино на «Территории кинопроектов» VII ЗМКФ решали кинематографисты России, Китая и Монголии

В рамках VII Забайкальского международного кинофестиваля состоялась двухдневная деловая программа «Территория кинопроектов».

В первый день кинематографисты из России, Монголии и Китая встретились, чтобы презентовать свои идеи и обменяться опытом создания фильмов, в том числе в регионах. При том, что Забайкальский край обладает множеством интересных живописных локаций для съемок, собравшиеся сошлись во мнении, что для реализации успешных проектов необходимо налаживать кросс-культурные и межгосударственные творческие связи, сотрудничать в техническом отношении.

Предваряя питчинг, Президент гильдии киноведов и кинокритиков РФ Кирилл Разлогов обратил внимание присутствующих на то, что трансграничное взаимодействие является основой и движущей силой современной культуры в целом.

- Важно, что есть проекты, связанные с национальными культурными традициями и тем, что происходит сегодня в жизни. Поэтому так важны встречи, - отметил он.

Было представлено около десяти проектов – российских, китайских и монгольских. Среди них – проект забайкальского фильма «Операция NORD», основанного на реальных событиях Карельского фронта 1942-1943 гг. Творческая группа проекта высказала надежду на сотрудничество с китайскими кинематографистами и отметила, что финансирования для работы над фильмом в Харбине не хватает. Часть съемок уже проведена в Забайкалье. Во время обсуждения выяснилось, что будущий фильм превращается в сериал, так как существует задумка и уже написан сценарий приквела – «Операция «Харбинская осень», повествующего о разведчиках. Жанр обозначен как военные приключения.

Другой фильм о Великой Отечественной войне, название которого уже известно каждому забайкальцу – «321-я сибирская». Творческая группа фильма поделилась опытом, уникальным для реализации проекта регионального кино. Стартовавший в 2015 году, он охватил территорию всей Сибири, в съемках приняли участие российские и зарубежные актёры. Эта военно-историческая драма режиссера и сценариста Солбона Лыгденова была показана на большом экране кинотеатра «Удокан» в рамках ЗМКФ, однако работа не завершена, хотя и вышла на финальный этап. По словам Солбона, предстоят еще съемки – в конце июня съемочная группа отправится в забайкальский поселок Лесной городок – и постпродакшн.

- Чита сегодня не только столица большого Забайкальского кинофестиваля, но и столица региона, где реально снимается кино, - отметили создатели фильма.

«321-я сибирская» стала не только примером удачно реализуемого проекта, в том числе успешного опыта краудфандинга, но и образцом создания творческих связей. Уже в первый день деловой программы удалось достичь договоренности о сотрудничестве с монгольской стороной в отношении этого фильма, а также по монгольскому проекту фильма «Река».

Забайкальский кинофестиваль открыл возможность и молодым режиссерам кино попробовать силы и попытаться найти поддержку собственных идей. В рамках питчинга впервые представили свои проекты выпускницы ВГИК им.С.Герасимова Софья Пополитова и Екатерина Кутеко. Принять участие им предложила их педагог и вместе с тем программный директор ЗМКФ Мария Безенкова.

- Я люблю ездить по России, искать героев, которые интересны сами по себе и увлекаются чем-то необычным. Стараюсь снимать не в Москве, - рассказала Екатерина. - У меня есть знакомый калмык, он родом из Элисты, и я раньше не знала, что калмыки с монголами – это один народ. Это можно  показать в этническом ключе. Сама давно хочу побывать в Монголии и совершить путешествие, которое задумано для героя моего фильма «Дорога домой».

Второй день деловой программы собрал заинтересованных в развитии регионального кинематографа и прокате фильмов, в том числе в соседних государствах. Президент гильдии киноведов и кинокритиков Кирилл Разлогов отметил особенности этой стороны вопроса:

- Часто легче найти сотрудничество через границу, причем экономическое отражается и в творческом. Когда каждый раз приходится искать новое конкретное решение, приходят на помощь возникающие творческие студии. Сейчас теряется монополия национальных школ, возникают транснациональные и локальные центры, которые являются еще и творческими центрами по интересам. Наступила пора творческих подходов, так как формальные себя исчерпали.

Программный директор ЗМКФ, кандидат искусствоведения Мария Безенкова обратилась к практической стороне дела и поделилась наблюдениями:

- Продюсеры фильмов из регионов сталкиваются с тем, что как только пробуют выходить на федеральный уровень кинопроката, сборов нет. Считаю, что надо работать на своего зрителя, потому что часто проблемы, актуальные в одном регионе, не актуальны в соседнем. Но это не отменяет сотворчества и установления межрегиональных связей. Давайте работать, исходя из запросов зрительской аудитории, и тогда региональный кинематограф вырастет и в профессиональном, и в денежном отношении.

На встрече представили работу Забайкальского союза кинематографистов и Фонда регионального кинематографа, созданных в 2017 году. Рассмотрели проблемы проката и съемок на примере проекта «Тайник красных камней», названного Марией Безенковой «первым полноценным жанровым проектом, реализованным в новейшей истории забайкальского кинематографа». Руководитель департамента региональных проектов Наталья Егорова рассказала о работе «Русской Фильм Группы», организованной в 2016 году, которая оказывает помощь в развитии кино в регионах. Она отметила, что все проекты, которые организация за это время взяла в работу на питчингах, подобных прошедшему накануне, доведены до финала.

- Не хватает консолидации среди кинематографистов,- сказала Наталья Егорова. – Планируем также разработать программу поддержки региональными министерствами культуры местного кинопроизводства. Кинематограф – это способ популяризации региона на федеральном уровне, но во многих регионах структура взаимодействия власти и кинематографистов не выстроена.

Ярко и ёмко выступил режиссёр, сценарист и продюсер Егор Кончаловский:

- Сколько я не езжу последние годы на кинематографические собрания и фестивали, проблемы одни и те же. Я считаю, что существует определенный замкнутый круг и сколько бы регионов не объединялось между собой, полноценного кинопроцесса не получается. Есть энтузиасты, которые не могут не снимать, и будут это делать в любой ситуации, я это безумно уважаю. Но кино –  массовое искусство, и хочется, чтобы его увидели не только твои знакомые и соседи по региону. Наверное, любой художник хочет выйти на федеральный или международный уровень. Очень часто начинают снимать с короткометражных фильмов, но рынка короткого метра нет. Есть фестивали, которые за редким исключением судьбообразущими не являются – это не помогает прокату фильма. Мне кажется, что надо стремиться к большому прокату и тематически объединять несколько короткометражных картин в альманах с тонкой стратегией продвижения. И мне кажется, важно обращать внимание на то, чтобы региональное кино поднимало вопросы, которые могут задать себе большинство жителей страны. Естественно, должно быть профессиональное качество кино – драматургическое, актерское, монтажное, съемочное.  Я очень люблю историю, когда Никите Михалкову сказали: «Кино можно на фотоаппарат снимать, теперь каждый может стать режиссером?», на что он ответил: «Это, конечно, да, но клоп, сидящий на коне, тоже думает, что он кавалерист!» И когда шесть короткометражек соединяются в одно внятное полнометражное действие, красиво и яростно раскрывающее определенную тему, у такой картины может быть и некая федеральная судьба.  Проблемы регионального кино во многом именно проблемы трудности выхода на федеральный уровень, надо найти эти пути. Для меня лично самый простой и реальный путь – альманах.

В этой ситуации важным моментом становится поиск организующего звена для создания альманаха. Мария Безенкова отметила, что в Забайкалье теперь появились две организации - Забайкальский союз кинематографистов и Фонд регионального кинематографа. Это начало, и консолидация возможна на всех уровнях.

В свою очередь, представители монгольской и китайской делегации рассказали об организации кинопроцесса в своих странах и предложили сотрудничество в создании и прокате фильмов.

Лента новостей

Забайкалье в социальных сетях

Культура

Смотреть архив
12.09.2025 Галина Беломестнова выиграла премию губернатора имени Михаила Вишнякова в Забайкалье
12.09.2025 Забайкалка Елена Певнева выступила на одной сцене с Алсу и Александром Розенбаумом в Москве
10.09.2025 Чаепитие с пряниками и спектакль по повести Александра Пушкина. Что будет на фестивале «Декабристы. История с продолжением» в Чите?
08.09.2025 Даты Забайкальского международного кинофестиваля назвали в оргкомитете. Когда пройдёт ЗМКФ-2026?
08.09.2025 Два дня праздника, гордости и богатого урожая. Рассказываем, как прошёл в Чите фестиваль «Люди и солнце»
04.09.2025 ВЭФ-2025. «Культура 75» запустила дневник событий Восточного экономического форума во Владивостоке
04.09.2025 Написать портрет вместе с членом Союза художников России и пройти курс молодого бойца предложат гостям «Форума СВОих» в Чите
03.09.2025 Молодёжный квартирник, ярмарка и встречи с писателями. Публикуем программу фестиваля «Забайкальская осень»

Министерство культуры Забайкальского края

Выберите район края:

Раздел недоступен

В настоящее время в выбранном вами разделе портала ведутся работы по его наполнению.
Посетите данный раздел позже.

Официальные сайты Забайкальского края: