Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения:
Важное и актуальное, Культура, 15.02.2021, 18:08

Театр под вечно синим небом: Дулмажаб Жамсоева отмечает юбилей

Дулмажаб Жамсоева – известный в Забайкалье режиссер и педагог, заслуженный работник культуры России и Агинского Бурятского округа, лауреат премии правительства РФ в области культуры и искусств, почетный профессор, доцент кафедры режиссуры эстрады и театрализованных представлений Восточно-Сибирского государственного института культуры. Сегодня известный деятель культуры отмечает юбилей.

Театр под вечно синим небом: Дулмажаб Жамсоева отмечает юбилей

Она родилась в селе Урдо-Ага Агинского Бурятского автономного округа Читинской области. В 1973 году окончила Московский государственный институт культуры. Творческую деятельность начала как режиссер народного театра Тунгиро-Олекминского отдела культуры, после возглавив народный театр областного Дома художественной самодеятельности.

С 1979 по 2000 год Дулмажаб Дашицыреновна преподавала основные предметы «Режиссура и мастерство актера» и «Основы сценарного мастерства» в Читинском областном училище культуры. По ее словам, это было время настоящего творческого прорыва. Студенческий учебный экспресс-театр «Резонанс» под руководством Дулмажаб Жамсоевой стал лауреатом всероссийских и зональных фестивалей и смотров-конкурсов народного творчества в Красноярске, Благовещенске, Москве.

Широкую известность Дулмажаб Жамсоевой принесла работа на ГТРК «Чита», где в течение 15 лет она была редактором и ведущей телепрограммы на бурятском языке «Сагай амисхал» («Пульс времени»). Она готовила и вела передачу параллельно основной преподавательской работе в областном училище культуры.

С начала нового века талант руководителя Дулмажаб Жамсоева раскрыла на более высоком уровне. С 2000 по 2012 год она работала первым заместителем председателя комитета культуры администрации Читинской области и первым заместителем министра культуры Забайкальского края.

В 2012 году появился на свет экспериментальный образовательный проект «Творческая лаборатория Д.Жамсоевой». Это был действительно инновационный проект: экспериментальный курс по договору администрации Забайкальского края и ректората Восточно-Сибирского Государственного института культуры.

За многолетний период творческой деятельности Дулмажаб Жамсоева создала множество авторских сценарно-режиссерских работ. Среди наиболее значимых проектов можно назвать массовый театрализованный спектакль «Именины земли Забайкальской» на стадионе СибВО (2001), театрализованные концертные программы Дней Читинской области и Агинского бурятского автономного округа в Москве (2002), международные фестивали детского творчества «Гураненок», проведение массовых театрализованных спектаклей на стадионах городов Шилки, Нерчинска, Нерчинского Завода, Урлука, Приаргунска, Чары, поселка Агинское.

Все читинцы помнят неповторимые, яркие массовые театрализованные спектакли под открытым небом на стадионе СибВО, посвященные празднованию 9 мая, которые проходили на протяжении многих лет. Все они были поставлены благодаря режиссерскому таланту Д.Жамсоевой.

Большой резонанс и зрительский интерес вызвал корпоративный проект края, - этно-эко спектакль «Забайкалье – сокровищница веков» 2005 года, где Дулмажаб Дашициреновна выступила как автор сценария и режиссер - постановщик. В 2007 году увидел свет массовый спектакль «Ага – земля моей материнской любви», посвященный 70-летию Агинского бурятского автономного округа.

В 2009 году Дулмажаб Дашицыреновна поставила по своему авторскому сценарию еще один красочный массовый спектакль - «Песнь Белой Богини», показанный на форуме коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Неповторимыми праздниками сцены стали театрализованный массовый спектакль под открытым небом во время торжественного открытия Международного Всебурятского фестиваля «Алтаргана – 2012» на стадионе поселка Агинское и театрализованное представление «Багуловый город Чита», посвященное 360-летию краевого центра (2013).

ДулмажабЖамсоева стояла у истоков проведения национального праздника Сагаалган, и многие годы является автором сценариев и режиссером-постановщиком его проведения в Чите, начиная с 1989 года. И каждый год праздники «Здравствуй Белый месяц Сагаалган»были неповторимыми по формам и сценарно-режиссерским замыслам.

В 2015 году в рамках Всероссийского фестиваля, посвященного 70-летию Великой Победы «Салют Победы» в г. Новосибирске спектакль «Майский звездопад» удостоен звания лауреата «За лучшую сценарно-режиссерскую работу». Дулмажаб Дашициреновна очень ценит этот спектакль за прекрасные актерские роли фолк театра «Читинская слобода» и фольклорного коллектива «Этигэл» РЦД поселка Агинское, которые были исполнителями режиссерского замысла.

Дулмажаб Жамсоева внесла неоценимый вклад в развитие культур многих народов, населяющих наш край. В копилке ее режиссерских работ крупные краевые и межрегиональные праздники разных народов Забайкалья, посвященные казачьей, семейской, татаро-башкирской и еврейской культурам.

Одной из самых ярких режиссерских работ стала постановка спектакля по авторскому сценарию «Ага манай – алтан улгы» (Федеральный проект «Театр малых городов»), осуществленная в 2018 году на сцене национального театра песни и танца «Амар сайн». Эта работа получила широкий резонанс не только в Забайкалье, но и за его пределами.

Дулмажаб Жамсоева – член Президиума Ассамблеи народов Забайкалья, она ведет активную общественную работу и продолжает педагогическую деятельность в Восточно-Сибирском Государственном институте культуры, в 2017 году удостоена звания Почетного профессора этой кузницы кадров нашей отрасли. Очередной выпуск ее учеников на кафедре «Режиссура эстрады и театрализованных представлений» состоялся в 2020 году. В наступившем 2021 году Дулмажаб Дашицыреновна участвует в выпуске новых специалистов культуры.

За многолетний вклад в развитие театрального искусства Д.Д. Жамсоева удостоена многих наград: лауреат премии Правительства России в области культуры (2008), заслуженный работник культуры России (1994), заслуженный работник культуры Агинского бурятского автономного округа (2009), обладатель знака «За усердие на благо Читинской области» (2002).

Сегодня Дулмажаб Жамсоева полна новых идей и творческой энергии. С 7 октября 2020 года Дулмажаб Дашициреновна – автор Межрегионального информационно-творческого образовательного проекта «Творческая мастерская «Театр под вечно синим небом»». Это совместный проект кафедры РЭиТП ВСГИК и ГУК «УМЦКиНТ» Забайкальского края. Выйти на творческую мастерскую можнона сайте Учебно-методического центра культуры и народного творчества Забайкальского края.

- Дулмажаб Дашициреновна, где вы берете энергию для своего творчества? И где родники вашего творчества?

- Я считаю, что творчество - это нескончаемый поток любви и света, который ты получаешь от земли родной, родителей, предков, учителей, друзей. Себя считаю счастливым человеком, потому что я родилась на благословенной богами земле Забайкалья, в Агинских степях, в селе Урдо-Ага, где есть замечательное озеро Бильчир, куда весной прилетают белые лебеди. Это невыразимо прекрасное зрелище, когда с небес, с шумом полета крыльев, словно космический десант, они огромной стаей садятся на гладь озера. Просто фантастическая картина! Знаете, я много раз в разных проектах, постановках на сцене, на стадионах и в сценариях включала образы белых лебедей.

Моя родная Урдо-Агинская средняя школа, одна из лучших средне-общеобразовательных школ в Агинском округе, крае, где сохраняются по сей день традиции моих учителей. Благодаря им я обрела два крыла для долгого полета в жизни - мой любимый русский язык и литературу и, конечно же, родной бурятский язык - язык материнской любви, нежности отца и мудрости предков.

Говорят: «Учителей даруют Боги!». Я искренне верю в это мудрое выражение.

В институте у нас на курсе было три мастера-педагога. Все очень разные по направлениям. Актерскому мастерству посчастливилось учиться у Юрия Николаевича Мальковского (он был артистом Московского театра им. Станиславского), театральной режиссуре – у Олега Львовича Кудряшова (он по сей день преподает в РАТИ в Москве), режиссуру преподавал талантливейший Валентин Валентинович Вершинин (он работал так же в театральном училище им. Вахтангова).

Потом, когда я уже была преподавателем областного училища культуры, судьба мне подарила возможность учиться на курсах повышения у великих мастеров театра. В Ленинградском институте театра и музыки и кинематографии (РГИСИ) училась три года подряд у профессора А.И.Кацмана, а также училась на курсах Ленинградского государственного института культуры (СПбГУКИ) у Э.Вершковского режиссуре поэтического театра и театрализованных представлений.

Успела поучиться на семинарах знаменитых режиссеров З.Я.Корогодского в Ленинградском театре юного зрителя, Льва Додина в Московском малом драматическом театре и у других. Великолепный сосуд знаний, подаренных моими учителями, не иссякает до сегодняшнего дня! Сегодня студентам не устаю повторять: «Передаю вам с радостью знания, полученные от моих учителей!»

Я всегда благодарна отцу – Жамсо Дашицыренову, который в 17 лет ушел на войну в 1943 году, а вернулся с войны только в 1949-м, так как после Победы в мае 45-го его отправили служить на флот в Мурманск. Отец вернулся с войны молодым, бравым моряком, лихо отплясывал «Яблочко», чечетку, играл на гармошке, был мастеровой на все руки, увидел мою маму Чимит, они поженились.

Я первенец у родителей, за мной шесть братьев и две сестры. Я - «папина дочка» по духу и воспитанию. 9 мая – День Великой Победы, мой самый любимый праздник. И каждый раз, все свои большие театрализованные массовые спектакли на стадионе СИБВО (сценариев насчитала около 10), с участием танков, самолетов, десантников, войск Сибирского гарнизона, студентов, учащихся, детей, я всегда мысленно посвящала отцу и его друзьям, о которых он рассказывал.

Свет родника предков, мне думается, это один из источников творческой энергии для человека. Среди множества наград есть у меня самая ценная - юбилейная медаль, приуроченная к 100-летию 19-го Хамбо-ламы Буддийской Традиционной Сангхи России Жамбалдоржи Гомбоева, основателя Международной Азиатско-Буддийской конференции,которую вручили мне в г. Улан-Удэ в присутствии высоких духовных лиц, лам и священнослужителей из Индии, Непала, Бирмы,Шри-Ланки, Цейлона, Монголии, Бурятии за журналистскую деятельность в «Сагай Амисхал» на ГТРК-Чита. Бережно храню медаль, как память не только о выдающемся деятеле ХХ века, который внес вклад в установление миролюбивой, дружественной политики СССР со странами Юго-Восточной Азии, но и родном дяде-нагса по материнской линии.

Благодарю судьбу за то,что именно нам, нашему поколению Дашицыреновых и Жамсоевых в 2012 году выпало построить Мунхан-ступу в честь родного деда по отцу, в красивейшей местности Нуурта (Озерная). Дед был ламой, учеником в первом в Забайкалье буддийском Цугольском дацане.

Продолжая тему учителей, хотелось бы назвать имена тех, кто стояли в 90-е годы у истоков общественного движения «Ассоциация бурят, проживающих вне автономии». Тогда эту общественную организацию возглавляла Норзогма Жугдуровна Жугдурова, бывшая в восьмидесятых годах видным партийным и советским работником и всегда уделявшая большое внимание культуре, а также председатель совхоза «Чернышевский», известный общественный деятель тех лет Михаил Дугарович Дугаров. После встречи с Норзогмой Жугдуровнойу нас в Областном Училище культуры, мы, молодые преподаватели, под руководством Бориса Григорьевича Шевченко: Г.П. Сыроватка, М.С. Бордовский, И.О. Кирюшкина, Н.В. Сыроватка, Н.В. Волков, Т.М. Зенкова и другие активно включились в воплощение культурных программ «Ассоциации бурят». Репетиции для подготовки праздников «Сагаалган» проходили в актовом зале училища с активистами общественниками.

В становлении в профессии не маловажную роль играют друзья- единомышленники и просто хорошие добрые люди. В этом отношении мне тоже фортуна судьбы улыбнулась в лице Бориса Григорьевича Шевченко - директора училища культуры, где я проработала 25 лет преподавателем. Самые теплые чувства благодарности храню в своем сердце, что в начале пути к профессии встретила талантливых управленцев Альбину Африкановну Зарубину – заведующую Отделом культуры Тунгиро-Олекминского района, где я начинала трудовую биографию режиссером Народного театра села Тупик, Ефима Борисовича Маликова - председателя ЧГТРК, это он благословил на мою деятельность редактора и ведущего программы «Сагай амисхал». Очень многому они меня научили.

Особые слова тепла и благодарности можно сказать Галине Петровне Сыроватка, которая пригласила меня работать своим заместителем в комитет культуры Читинской области, затем мы вместе продолжили службу в статусе Министерства культуры Забайкальского края. Эти годы, считаю, совпали с моей позицией в жизни, когда человек должен отдавать свои силы и знания, накопленные в годы учебы на благо людям и своей Земле. Я благодарна Галине Петровне за ее прозорливость и мудрость руководителя, которая не дала мне погасить в себе творческий Огонь, подаренный Богом, судьбой и предками. Она пригласила меня в тот момент, когда в Училище культуры мне хотелось масштабности, новизны и опять же учиться чему-то новому. Мы в «творческом тандеме» были единомышленниками во всех начинаниях, проектах, замыслах в сфере культуры Забайкалья. Это были интереснейшие годы учебы всему. Мы с ней, действительно «день и ночь пахали». Я многому у нее научилась: опыту управленца, масштабности мышления, умению трудиться не жалея сил и времени и особой душевной щедрости. Говорят, Время выбирает людей, которые должны быть, жить, трудиться в одном Времени и в одном Пространстве. С этой точки зрения также своими Учителями считаю Равиля Фаритовича Гениатулина в команде которого мы работали, творили, и Баира Баясхалановича Жамсуева, который много раз приглашал на совместные крупномасштабные проекты на площадках и стадионах поселка Агинское. Для моей профессии это были годы погружения в тайны мастерства режиссуры массовых спектаклей под открытым небом и на нетрадиционных площадках.

Но все это – опыты прошлого! Мой девиз в жизни, как учил отец: «Не оглядывайся назад, смотри только вперед!». В 2012 году, получив приглашение ректора ВСГАКИ Раисы Пшеничниковой, я поняла, что человек должен через определенные промежутки времени подниматься по лесенке вверх и опять же учиться новому! Наступает время творения - когда небо целуется с землей!

- Какая сейчас работа ведется вами по развитию межкультурного диалога?

- Я могу, как член Ассамблеи народов Забайкалья ответить, что на сегодня этот вопрос можно рассматривать в свете поправок в Конституцию, где государство гарантирует защиту культурной самобытности всех народов и этнических общностей России, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия. Мы вошли в новую эпоху, в новое время созидания, творения. У духовных религиозных центров - православных храмов, дацанов, мечетей, синагог,у всех одна цель – сохранить нашу планету, жить в мире и дружбе, быть сострадательными и милосердными. В воплощении этой общечеловеческой идеи состоит миссия культуры, образования, науки в едином устремлении. Думается, что сегодня каждый на своем месте должен быть причастным к этой миссии.

Накопленный огромный практический опыт работы в праздничной культуре Забайкалья позволяет мне подчеркнуть, что это одна из ключевых тем в моем творчестве. Мероприятия разных форм концертного, театрализованного плана, массовые праздничные действа, спортивно- художественного плана например, праздник «Сабантуй» татаро-башкирского народа на ипподроме города Читы, весенний праздник Навруз, «Мотивы Севера», «Здравствуй, Белый месяц Сагаалган», рождественские праздники, Масленица и многие другие стали традиционными, уже вошли в историю культуры Забайкалья. Я часть этих работ подготовила для публикации в виде статей в наш научный журнал ВСГИК, часть - как методические разработки для студентов и специалистов культуры.

Что касается моего авторского проекта «Театр - под Вечно синим Небом», запланирована страница, направленная на поддержание и сохранение межнациональной гармонии, воспитание межкультурных диалогов, особенно в молодежной среде, разные аспекты этой проблемы с новым взглядом в новом времени.

- Время выдвигает к работникам культуры новые требования. Каким сегодня должен быть современный работник культуры?

- Все мы с вами участники эпохальных событий, потому как сегодняшнее Время меняется с быстротой скорости Света, требуя от нас успевать существовать в ритме Нового Времени, не остаться в прошлом. Значит, требуется больше собранности и ответственности, расширения видения и осознанности,настоящего высокого профессионализма. Внедрение современных технологий, цифровой культуры, использование в программах новейшей лазерной техники, умение пользоваться всем этим арсеналом - это одна сторона медали.

С другой стороны за всеми внешними эффектами современных технологий важно не потерять живую нить традиционной культуры, не растерять опыт, накопленный предыдущими поколениями, суметь сохранить и трансформировать все лучшее, созданное до нас. Время требует от работника культуры не только интеллекта, профессионализма, но и душевности, сердечности, учиться сострадать всему сущему на Земле. Творчество это непрерывный процесс роста. Многие вещи начинаешь четко понимать и осознавать по прошествии событий, анализируя результат своего воплощенного замысла в «видимом и зримом» образах.

Например, только сейчас понимаю и могу сказать, почему всю жизнь на генеральных репетициях в Нерчинске, Агинске, Урлуке, Приаргунске, Акше.. – вдруг, льются проливные дожди, затем обязательно, встает разноцветная радуга на небе. И опять же почему во время «сочинения» сценариев приходят персонажи, начинают даже подсказывать во сне и наяву, какие у них костюмы, цвета, предметы в руках или головной убор. Например, в 2012 году при подготовке к международному празднику «Алтаргана» для меня настолько легко, просто шел процесс, потому что герои сами шли навстречу. Подсказы ярким потоком шли от персонажей –рек:голубой Аргуни, Онон-Хатун-реки, Ингоды, Ангары, Хэрлэн, Селенги - в каких они костюмах, цветах, даже характеры показывали на ходу.

Когда ты пишешь сценарий - «сочиняешь», создаешь вымысел,в творческом процессе участвуют не только твоя энергия души и сердца, но и энергия ПРИРОДЫ, окружающего мира, ландшафта, дыхание ветра, облака, дожди, леса, горы. Ведь в сценарий мы, режиссеры, уже закладываем в эмоциональную память зрителя, предугадывая, в каком месте спектакля наш зритель заплачет, в каком засмеется, в каком глубоко вздохнет и задумается о самом важном. Мы психологи, врачеватели и педагоги, в наших руках тончайший инструментарий, которым нужно пользоваться очень осторожно, принося человеческим душам только благо и радость. Особенно сегодня важно и нужно помнить, что мы – воины духа, культура - это передовая линия борьбы с тьмой и невежеством, неверием, унынием, озлобленностью, агрессией и другими низменными качествами души.

У нашей профессии режиссера есть оружие сильнее, мощнее, чем ядерный арсенал – это образы любви, добра и красоты, несущие свет творения! Благодарю судьбу, что есть замечательный дом, по имени ВСГИК, который находится под созвездием Водолея и звезда 9-й величины называется по имени ВСГАКИ. Дом, в котором бурлит, бушует молодая студенческая энергия, где воздух полон новыми открытиями в науке о культуре и в творчестве!

Каждый раз, просыпаясь утром, продолжаю восклицать солнцу, небу и звездам: «Благодарю, люблю, радуюсь, творю, созидаю!». Жизнь и творчество это мой «Театр - под вечно синим небом!».

Беседовал Андрей Кодин

Теги: Культура

Лента новостей

Забайкалье в социальных сетях

Важное и актуальное

Смотреть архив

Культура

Смотреть архив

Министерство культуры Забайкальского края

Выберите район края:

Раздел недоступен

В настоящее время в выбранном вами разделе портала ведутся работы по его наполнению.
Посетите данный раздел позже.

Официальные сайты Забайкальского края: